
На минувшей неделе на дипломатических фронтах событий внешне было очень мало, да и в заявлениях политиков по поводу украинского конфликта наблюдалось заметное затишье.
Но в дипломатии затишье очень часто означает, что деликатная и невидимая непосвященным работа идёт очень насыщенно, причём имеет место и прогресс, при этом некоторые сигналы о происходящем всё равно проникают в медиапространство, в частности в заявлениях политиков, отвечающих на задаваемые им вопросы (а порой и отказ от ответа становится очень говорящим).
К событиям, о которых можно говорить определенно, следует отнести разве что визит в Киев группы постпредов ключевых стран НАТО при штаб-квартире этой организации. Чиновники не самого высокого ранга, их заявления и мероприятия с их участием обычно не вызывают медийного ажиотажа.
Таковым выглядел бы и нынешний визит, открытая часть которого состояла из очередных дежурных фраз, если бы не запись в соцсети постпреда США при НАТО Уитакера: «Рад увидеть снова президента Зеленского (как говорится, «начал во здравие». — Авт.). Я передал, что эта бессмысленная война должна прекратиться и что мир, достигнутый благодаря усилиям президента Трампа, — единственный жизнеспособный путь вперёд».
Могу ошибиться, но, насколько помню, визитеров-то действительно было очень много, однако это первый случай, когда официальный представитель США публично заявляет по итогам беседы с Зеленским не о поддержке, а недвусмысленно о необходимости завершить «бессмысленную войну».
Даже с поправкой на статус американского визитера и статус самого заявления (в соцсетях — это один из самых низких по современным дипломатическим меркам, почти личное мнение) «поворот» выглядит знаковым. Невозможно представить, что Уитакер нёс отсебятину: повторюсь, не того ранга он политик, чтобы позволять себе вольности. Да и за язык (т. е. за клавиатуру. — Авт.), как бывает на подходах к прессе, его никто не тянул.
То есть крен американского давления явно смещается в сторону Киева. Что же касается согласования условий мира с Россией, то звучат осторожные заявления о прогрессе. Так, Трамп на встрече с лидерами стран Центральной Азии заявил о значительном прогрессе в урегулировании конфликта на Украине.
А премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что России и США нужно решить «один-два» вопроса, чтобы провести саммит в Будапеште: «Если они будут решены, в течение нескольких дней может состояться мирный саммит в Будапеште, а после него, в зависимости от согласия сторон, могут последовать прекращение огня и мир».
По контексту заявления Орбана выходит, что сначала согласование условий между Россией и США, а потом — «если будет согласие сторон», т. е. условия обсуждаются без участия одной из сторон (понятно какой), — окончательное согласие.
Ну а спецпредставитель президента США Стив Уиткофф на Американском бизнес-форуме заявил следующее: «На мой взгляд, это тяжелая борьба. Думаю, нам предстоит проделать большую работу в отношении протоколов безопасности для Украины. Идёт много обсуждений о том, что технические группы должны провести необходимую работу на нижнем уровне, прежде чем лидеры смогут достичь соглашения. Я чувствую, что сегодня есть некоторый прогресс. Однако это сложный конфликт. Думаю, обе стороны не доверяют друг другу. И это действительно сложная ситуация».
То есть заявленная Уиткоффом позиция, по крайней мере по «техническим вопросам», близка к российской: встреча лидеров должна быть подготовлена экспертами, чтобы выйти на достижение договоренностей. При этом Трамп, как он дал понять неделю назад, уже не торопится.
И наконец, осторожный сигнал о подвижках прозвучал в Москве. «В ходе переговоров в США обсуждались пути к миру, торговля, экономическое сотрудничество и предложение США о запрете нацистской идеологии на Украине. Дальнейший прогресс ожидается в ближайшее время», — сообщил спецпосланник президента России Кирилл Дмитриев.
Правда, многие «возбудились» и возмутились словами Трампа о том, что «я говорил с Путиным две недели назад и он сказал — цитирую: “Мы уже десять лет пытаемся закончить ту войну, но нам так и не удалось. Теперь тебе предстоит это уладить”».
И, честно говоря, не стал бы в этом случае уверенно обвинять президента США в «фейк-ньюс». Думаю, подобная фраза вполне могла прозвучать от нашего президента, переговорщика экстра-класса, умеющего использовать и психологические особенности контрагента, в данном случае — страсть к «миротворчеству» и тщеславие.
Тем более что речь идёт об истории конфликта, начиная с Евромайдана, на всём протяжении которого Россия настойчиво искала приемлемые варианты его разрешения, но натыкалась на деструктивную позицию Киева как при Порошенко, так и при Зеленском. Поэтому «передача эстафеты» в убеждении Зеленского Трампу выглядит вполне логичной.
Если увлечься поиском вторых и третьих смыслов, столь частых в заявлениях политиков и дипломатов, то можно найти и намек на то, что американский президент считает позицию России в течение десяти лет вполне логичной, но мне представляется, что это слишком тонко для прямолинейного Трампа.
Самое же интересное — относительная тишина со стороны известной «группы поддержки» Зеленского, включая даже Великобританию. Раньше ведь, едва у Зеленского возникали «сложности» как в плане нажима с той или иной стороны относительно поиска путей мира, так и на фронте, сразу же в Киев вереницей тянулись эмиссары самого высокого ранга, дабы «приободрить».
Все помнят экстренный визит Бориса Джонсона с «давайте просто воевать». Для полноты картины напомню его следующий визит. Тогда, 16 июня 2022 года, в Киеве побывали лидеры Германии, Франции и Италии Олаф Шольц, Эмманюэль Макрон и Марио Драги.
Как было очевидно всем наблюдателям, за заявленными целями визита: поддержка Украины и обсуждение экспорта украинского зерна ― была еще одна, деликатная, ― убедить Зеленского возобновить мирные переговоры с Москвой, причем отнестись к ним серьезно.
И буквально на следующий день после европейских коллег в Киеве оказался Борис Джонсон с сигналами, которые были понятны из его заявлений о том, что «всякая попытка уладить конфликт на Украине приведет к усилению нестабильности в мире».
На данный же момент, притом что и на фронте для ВСУ ситуация аховая, особых «жестов поддержки» не наблюдалось. Даже по телефону Зеленскому удалось поговорить только с верными Урсулой дер Ляйен и президентом Литвы Гитанасом Науседой.
Гостили же в Киеве лишь вышеупомянутые постпреды при НАТО (США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Польши и Нидерландов), формально разговор касался в основном средств ПВО, хотя крайне необходимо Зеленскому много ещё чего.
Однако с учётом записи Уитакера несложно представить, что на самом деле было главной темой. И то, что это происходило с участием представителей государств, активно поддерживающих Киев, может указывать на то, что Трампу удалось их «додавить»: если уж не активно поддержать его мирные усилия, то по крайней мере не особо им препятствовать, тем паче подстрекая Зеленского к продолжению войны (а он-то и рад стараться). Похоже, на последнее из Вашингтона объявлено табу.
Показательны слова министра обороны Великобритании Джона Хили: «Президент США Дональд Трамп способен убедить президента России Владимира Путина вступить в мирные переговоры по Украине». По его словам, потенциально это может привести к окончанию российско-украинского конфликта.
Впрочем, очевидно, что решающим фактором в такой «корректировке» стал не нажим Трампа, а становящаяся все более очевидной военная катастрофа ВСУ на фоне исчерпания ресурсов для поддержки Киева у самих европейцев и проблем с попытками конфисковать российские активы (притом, что, уверен, «колется» и самым ярым сторонникам этого шага, но, видимо, разгром Украины или необходимость тратить на её поддержку свои, выглядит для них бо́льшим злом).
При этом формальное согласие с неким «планом Трампа» отнюдь не означает отсутствие плохо скрытого саботажа, в частности, через выдвижение от своего лица заведомо неприемлемых для России предложений и условий, за которые может ухватиться Зеленский. Так, снова пошли разговоры о готовности отправить на Украину «миротворческий» контингент.
На недовольство Трампа реальной позицией Европы указывает и любопытный диалог между ним и Орбаном в открытой части переговоров в Белом доме:
— Я думаю, что Виктор считает, что мы закончим эту войну в не очень отдаленном будущем. Виктор, хотите об этом поговорить?
— Я твердо убежден. Вопрос в том, едины ли мы, западные страны, или нет. Но проблема в том, что у президента огромные мирные усилия, которые просто великолепны и очень позитивны для европейского континента и для всех народов Европы. Но в то же время мы не едины, потому что у Брюсселя и европейцев другой подход к войне. Так что единственное правительство, которое выступает за мир, это правительство Соединенных Штатов и небольшая Венгрия в Европе, во всяком случае.
Все остальные правительства предпочитают продолжать войну, потому что многие из них думают, что Украина может победить на передовой, что является неправильным пониманием ситуации. Так что это сложный вопрос.
— Ты хочешь сказать, что Украина не может выиграть эту войну?
— Чудо может случиться, — ответил Орбан и с улыбкой развел руками.
— Ну да, ну да… — усмехнулся Трамп.
Ну а у Зеленского огромные проблемы, причём по всем направлениям: военные, экономические, внутриполитические. Многое говорит о том, что действительно «количество переходит в качество»: развал фронта и режима возможен в обозримой перспективе, чего на Западе очень опасаются, но вариантов, кроме мира, для предотвращения этого у них не осталось.
Когда он заявил об «идущей по плану» зачистке Купянска и Покровска, где осталось 50–60 и 200–250 российских военных, действительно могло возникнуть впечатление, что он потерял адекватное восприятие действительности и/или отрезан от объективной информации с мест.
Но его заявления в пятницу при внешней несвязности в целом укладываются во вполне логичную картину, пусть и показывающую критическую ситуацию, в которой оказался его режим:
«Я думаю, Россия с этой историей о Покровске стремится показывать успех на поле боя. Тогда они могут попробовать вернуть этот нарратив, что мы захватим Донбасс, заставьте президента [Зеленского] и украинцев выйти из Донбасса, потому что мы все равно захватим восток Украины. Заставьте его, и тогда мы будем договориться между собой. Это фактор, который может влиять на введение санкций или отсрочку санкций. Знаете, все в ожидании».
Действительно, с точки зрения обычной логики как раз военные успехи России могут подвигнуть союзников Киева на новые санкции, а не наоборот. Но изложение ситуации Зеленским чётко указывает, что даже европейцы начинают склоняться к мирному решению, которое, нужно полагать, так или иначе будет включать постепенное ослабление и снятие санкций, которые бьют и по тем, кто их ввёл.
Так зачем тогда вводить новые? Возможно, и пробуксовка с конфискацией российских активов — политическая игра на публику: дескать, мы стараемся, но пока ничего не получается.
Поэтому для Зеленского сейчас ключевой вопрос — попытаться убедить европейцев и Трампа, в том, что он ещё «держит удар», способен сопротивляться, маркером чего должно стать удержание Покровска и Купянска как можно дольше (как у классиков: «Паниковский давно понял, что золота нет, но продолжал пилить, пытаясь оттянуть неизбежный час расплаты»).
На это бросаются все силы, там стачиваются последние резервы, самые элитные части, притом что по всей ЛБС ситуация для ВСУ всё более напоминает тришкин кафтан и элементарные тактические соображения требуют отвода войск.
Также стоит обратить внимание на два сразу «нацистских» эпизода с непосредственным участием Зеленского: сначала он вручал награды бойцам с шевронами, на которых были нацистские руны, а сразу же за тем они были замечены на флаге с автографами «захистникив» Украины, на фоне которого толкал свой очередной спич Зеленский.
Такие инциденты случались и ранее, и, казалось бы, пресс-служба Зеленского должна была бы научится их «профилактировать». А тут один эпизод за другим, причем видео на фоне флага было опубликовано, когда уже разразился скандал с рунами на шевронах.
В общем, похоже на срежиссированный «конфуз». Возможно, это неуклюжая попытка Зеленского заигрывать с нациками в преддверии «тяжелых решений», неизбежность которых команда Зе-недофюрера осознает.
Но, возможно, это и очередная «фига в кармане» Трампу, ведь, по словам Дмитриева, именно США предложили запретить на Украине нацистскую идеологию (чего, как известно, Россия требует со времён Евромайдана).
В общем, пока Зеленский пытается сопротивляться на всех фронтах (в широком смысле). Теперь ему действительно нечего терять, хотя вполне вероятно, что переговоры об «отступных», гарантиях свободы, безопасности и сохранности «нажитого непосильным трудом» также идут. И в них удержание (пока) фронта на ЛБС как бы добавляет очков Зеленскому.
Александр Фидель
Источник: https://alternatio.org/articles/articles/item/155820-obmanchivoe-zatishe-na-diplomaticheskom-fronte





